Сельское хозяйство продолжает оставаться основной отраслью экономики Индии: в нем создается почти треть валового внутреннего продукта страны, оно дает пятую часть всех экспортных поступлений и самое главное - обеспечивает существование значительной части населения Индии, поскольку в этой сфере занято свыше 2/3 экономически активного населения страны. Тем не менее, несмотря на важное место сельского хозяйства в экономике страны, оно остается довольно слабо развитым.
Основной причиной такого положения является демографическая ситуация: государство не в состоянии обеспечить огромные массы сельского населения должными земельными наделами и современной техникой, несмотря на все предпринимаемые попытки это сделать.
После получения независимости началась "зеленая революция" - ряд реформ, направленных на ликвидацию пережитков колониального устройства деревни, устранение длиной цепи посредников между собственником земли и арендатором, обеспечение прав арендатора, снижение ренты, справедливое распределение земли, объединение (концентрация) мелких земельных участков, принадлежащих одному землевладельцу или арендатору, а также внедрение современных технологий в сельское хозяйство. Таким образом, основной целью реформ было обеспечение землей крестьянина.
Первоочередной задачей, вставшей перед правительством, была ликвидация феодальных и полуфеодальных отношений в деревне. Основной формой землевладения на данном этапе была заминдари, т.е. заминдары (землевладельцы) предоставляли крестьянам в аренду землю под высокую плату (до 80% от всего уражая) или же заставляли крестьян работать на своих землях также за очень низкую плату. Такое положение значительно тормозило развитие сельского хозяйства.
Аграрная реформа 1947 -1954 гг. в районах в районах с такой земельно-налоговой системой радикальным образом ограничили феодальное и полуфеодальное землевладение, изменили экономические позиции и политическое влияние заминдаров, которые потеряли на этом этапе около 60% ранее принадлежавших им земель. Около 20 млн. хозяев, находившихся на более привилегированных позициях, в том числе арендаторы с постоянными правами аренд, получили право собственности на обрабатываемый им участок земли. В результате этого этапа аграрных реформ почти не осталось крупных землевладений, служивших базисом для эксплуатации крестьян, но сохранилась концентрация земли в руках незначительного меньшинства.
Но хотя заминдары документально потеряли большую часть своих владений, они остались их фактическим владельцами. Недостатки в законах породили большое количество способов обойти их. Когда был установлен максимум площади земельного надела, крупные землевладельцы попросту разделили их на более мелкие и зарегистрировали на разных членов семьи, что позволило им избежать превышения максимума и продолжить использовать всю землю в своих целях.
Не изменилась ситуация и с эксплуатацией населения деревни. Безземельные крестьяне, которые так и не смогли получить бесплатно в пользование земельный надел, были вынуждены вернуться на работу к заминдарам.
Новый этап борьбы беднейшего крестьянства за землю, начавшийся в 70-х гг., привел к возрождению официальной деятельности по внесению поправок в существующие законы. После 1972 г. Центральная комиссия по аграрным реформам приняла директивные рекомендации по внесению необходимых изменений в размеры устанавливаемого максимума. Тем не менее, отчет Плановой комиссии констатирует (в 1973 г.), что ни в одной сфере государственной деятельности не было такого разрыва между законом и практикой, как в сфере аграрных реформ.
В последние два с половиной десятилетия Индия достигла значительных успехов в перестройке деревни и внедрении новых технологий. Многие хозяйства используют современную сельскохозяйственную технику, и правительство даже ставит перед собой задачу компьютеризации сельского хозяйства, однако, в целом положение деревни остается крайне тяжелым. Многие крестьяне владеют мелкими участками размером менее 1 га, которые не могут обеспечить доход, достаточный для выживания. Даже надел в 2 га не всегда обеспечивает прожиточный минимум.
В настоящее время в Индии порядка 110 млн. землевладельцев. Средний размер землевладения составляет 1,5 га. Но 40% обрабатываемых земель сосредоточено в руках 9 млн. землевладельцев (8,7% от общего числа).
Ежегодно в стране собирается урожай зерновых в размере около 200 млн. тонн. Из них около 65 млн. т составляет пшеница и более 80 млн. т - рис. Индия постепенно становится экспортером зерна: ее экспорт пшеницы оценивается в 5 млн. тонн, в несколько большем количестве (5,5 млн. т) поставляется за рубеж рис, по экспорту которого Индия обогнала США, заняв 2-е место в мире после Таиланда.
Почти четырехкратное увеличение сбора зерна за годы независимости (в 1951 г. - 51 млн. тонн) объясняется целым рядом факторов -государственной политикой поддержки сельхозпроизводителя, выведением и внедрением новых высокоурожайных сортов, расширением посевов на орошаемых землях, внесением более высоких норм удобрений и пестицидов, тесным взаимодействием ученых и государственных органов по внедрению научных достижений в практику.
Важную роль в подъеме сельского хозяйства Индии играют кооперативы. Кооперативное движение начато в Индии в 1904 году, когда был принят соответствующий закон, но основное развитие оно получило с начала 50-х годов. Сейчас в стране 353 тыс. кооперативов, в которые входят 175 млн. крестьян. Через кооперативы выдаются 43% сельскохозяйственных кредитов и распределяется 35% минеральных удобрений. Доля кооперативов в производстве сахара - 63%, молока - более 50%.
Под сельскохозяйственными угодьями в Индии используется 60% территории. Они в основном заняты пашней. Хотя благодаря обилию тепла практически на всей территории страны, за исключением высокогорий, возможно круглогодичное земледелие, лишь менее 1/5 посевных площадей засевается более одного раза. Главная причина - недостаточное увлажнение в сухое время года. За годы независимости площадь орошаемых земель увеличилась почти в 4 раза (с 22,6 млн га в 1951 г. до 85 млн. га) и составляет около 50% чистой посевной площади. Индия занимает 2-е место в мире по размерам орошаемого земледелия. Почти 40% земель орошается каналами (на Индо-Гангской равнине и в долинах крупных рек полуостровной части); более 45% - колодцами, которых особенно много в Северной и Северо-Западной Индии, остальные площади - из искусственных водоемов (основное средство ирригации на Декане) и других сооружений. Наиболее интенсивно орошаются индо-гангские равнины, дельты рек восточного побережья. В Пенджабе, междуречье Ганга и Джамны, дельтах Кришны, Годавари, Кавери орошается до 70% посевных площадей. Эти территории - крупнейшие в стране производители сельскохозяйственной продукции. С ними резко контрастируют обширные внутренние пространства полуостровной Индии, где орошается менее 5% посевных площадей.
В годы независимости во всех частях страны сооружаются мощные государственные ирригационные системы (многие из них входят в состав комплексных гидроузлов); Бхакра-Нангал - на р. Сатледж (орошающий 1,5 млн га), Тунгабхадра - на Юге Индии (0,5 млн га), Хиракуд - на р. Маханади (0,3 млн га), ирригационный канал им. И. Ганди - в Раджастхане длиной 680 км и др. В период выполнения седьмого пятилетнего плана (1985/86 - 1989/90г.г.) государством было вложено 258 млрд. рупий в создание новых ирригационных систем, что позволило оросить 33 млн. гектаров ранее суходольных земель. Предполагается, что к 2000 году в Индии будут орошены еще 113 млн. га. В то же время оборотной стороной интенсивной ирригации земель является их засоление и заболачивание, особенно остро эта проблема стоит сейчас в Пенджабе и Харьяне. С конца 60-х годов быстро растет использование подземных вод средствами малой ирригации. Воду в колодцах все чаще поднимают с помощью электрических или дизельных насосов (только электронасосов насчитывается около 10,5 млн), в результате чего неуклонно повышается доля сельского хозяйства в общем потреблении электроэнергии - с 5% в 1960/61 г. до 29,7% в 1993/94 ф.г.
Из 177,5 млн. га посевной площади Индии около 85% занимают продовольственные культуры. Главные из них - рис, пшеница, просяные и зернобобовые.