Индуизм

Индуизм по числу последователей занимает, пожалуй, ведущее место в Азии. Эта религия зародилась в Индии, но Индией же по сути дела ограничивается и сфера ее распространения. За пределами Индии последователи индуизма составляют большинство лишь в Непале и на индонезийском острове Бали.

Основные концепции индуизма сформировались в 1-м тысячелетии до н.э. на основе своеобразного сплава ведизма и древних доарийских народов Индии. Некоторые ведийские боги имели много общего с "чужими", в частности греческими, богами. Так, например, бог неба Дьяус прямо соответствовал Зевсу, бог солнца Сурья -Гелиосу, богиня утренней зари Ушас - Эос, а "поддерживающий миропорядок" бог Варуна -Ураносу (в также древнеславянскому Перуну). Впоследствии, однако, на первый план выходят "собственно индийские боги", прежде всего бог Вишну. Во второй половине 1-го тысячелетия до н. э. начинает складываться вишнуизм, а несколько позднее индуизм.

Пантеон индуистских богов весьма многочислен. Однако каждый из этих богов являет собой какую-то своеобразную грань единого вездесущего Бога. Наиболее почитаема знаменитая триада, состоящая из Брахмы - вседержителя мира, Вишну - хранителя и Шивы одновременно разрушителя и воссоздателя. Все они изображаются обычно с четырьмя руками, а Брахма также и с четырьмя головами, для того чтобы подчеркнуть его всевидящее присутствие. У каждого из богов есть супруга, также обладающая какими-то выдающимися способностями. Боги и их супруги передвигаются верхом на определенных животных и держат в руках символические предметы, по которым их можно легко распознать. Так, супруга Брахмы, богиня знаний Сарасвати, путешествует верхом на белом лебеде и держит в руках струнный музыкальный инструмент, который называется "вина". Вишну обычно изображается в одном из своих десяти воплощений, которые он принимал, спускаясь на землю, в том числе в виде царевича Рамы и пастуха Кришны. Супругой Рамы была Сита, а супругой Кришны - пастушка Радха. Кришну часто рисуют синего цвета, играющим на флейте. В своем собственном качестве Вишну предстает сидящим на троне из змеиных колец и держащим в руках два символа - раковину и диск. Вишну передвигается верхом на Гаруде - получеловеке, полуорле. Супруга Вишну - прекрасная Лакшми, богиня благополучия. Созидательная роль Шивы передается лингамом - фаллическим изображением, которому поклоняются богомольцы. Шива ездит верхом на быке Нанди и вооружен трезубцем. Третий глаз посреди лба Шивы с исходящим пламенем свидетельствует о его ро-дстве с солнцем. Шива известен также как Натарадж, танец которого потряс вселенную и создал мир. Супруга Шивы-прекрасная Парвати, которая, однако, может представать в виде грозной, неприступной Дурги, едущей на тигре, и Кали - наиболее жестокого божества, увенчанного змеями и обвешанного черепами, которое требует жертвоприношений. У Шивы и Парвати двое сыновей: Ганеш - слоноголовый бог процветания и мудрости, который ездит верхом на крысе, и Картикейя- бог войны. Многочисленные индусские храмы посвящены обычно какому-то одному божеству. Из храмов, посвященных Вишну, наиболее известны: на Севере и Востоке Индии - храмы в Матхуре, Вриндава-не, Двараке, Джайпуре, Пури и Навадвипе, а на юге страны - храмы в Шрирангаме, Тирупати, Канчивараме, Мадрасе и Тируванантапу-раме. Из шиваистских славятся в Северной и Центральной Индии храмы в Амарнатхе, Варанаси, Бхубанешваре,Каджурахо, в Южной Индии - в Танджавуре, Чидамбараме и Тируваннамалаи. Меньше всего храмов воздвигнуто в честь Брахмы, по всей Индии их всего лишь несколько.

К священным книгам индуизма относят Бхагавад-гиту, веды, упанишады, пураны, а также эпические произведения "Махабхара-та" и "Рамаяна".

Основа индуизма - учение о перевоплощении душ. Такое перевоплощение происходит в соответствии с кармой - воздаянием за добродетельные или дурные поступки. Неуклонное следование добродетели должно в конечном счете привести к мокше - спасению души, после чего перевоплощений больше не происходит. Поэтому для правоверного индуса главным является приверженность не доктрине, а традиционному общественному укладу. Индусское общество традиционно состоит из большого числа групп джати, или каст, каждая из которых связана с наследственно закрепленной профессией и живет по своим строго определенным правилам общественного поведения и взаимодействия. Уже от рождения индус принадлежит к той или иной общине, касте своих родителей и должен вести такой образ жизни, который соответствует дхарме - освященному религией нравственному кодексу. Официально в Индии сейчас все люди равны независимо от национальности, расы, религиозной принадлежности или касты. Однако в повседневной жизни индусов, особенно среди менее образованных слоев, кастовые различия продолжают играть ощутимую роль. Человек, принадлежащий к высшей и даже средней касте, будет скорее голодать, чем возьмется, например, за работу мусорщика, ибо по традиции такой работой, так же как, скажем, выделкой кож, должны заниматься так называемые "неприкасаемые". Само слово "неприкасаемые" в наши дни не употребляется. Его заменил термин "хариджаны" (дети божьи), изобретенный М. К. Ганди в 20-х годах, с тем чтобы поднять социальный статус прежних париев. После завоевания независимости за выходцами из общины хариджанов было закреплено от 18 до 24% (в разных штатах) мест на государственной службе, их вне конкурса принимают в высшие учебные заведения. Но пользуются этими льготами лишь наиболее зажиточные хариджаны. Большинство же, особенно в сельской местности, часто даже не подозревают о возможностях, предоставленных им законом. Существенной поддержкой кастовому строю служит сохраняющаяся еще в значительной степени сельская община, которая традиционно основывалась на взаимообслуживании представителей различных каст, входящих в ее состав.

Кастовые традиции строго соблюдаются в том, что касается семейно-брачных отношений. Межкастовые браки до сих пор крайне редки, выбор жениха и невесты в большинстве случаев принадлежит не самим молодым, а их родителям. Сохраняет свое значение и такой традиционный институт семейной жизни индусов, как большая или неразделенная семья, состоящая из нескольких поколений родственников по мужской линии, которые живут в одном доме вместе с женами и детьми и имеют общую собственность. Такая семья начала распадаться на привычные нам малые семьи по сути дела лишь в крупных городах. Индусская традиция запрещает разводы и вторичные браки вдов, и, хотя принятые в независимой Индии законы отменяют эти древние запреты, большинство населения продолжает их придерживаться.

Индусы почитают священными ряд животных, прежде всего коров и быков породы зебу. Убийство коров и употребление в пищу говядины для индуса - тягчайший грех.

Тела умерших индусы сжигают на погребальных кострах.

<...назад



Hosted by uCoz