Российско-индийское сотрудничество в военной сфере






История связей Росси и Индии уходит корням еще в средние века. Достаточно упомянуть лишь Афанасия Никитина и его произведение «Хождение за три моря». Но наибольший интерес россиян к Индии появился лишь в 19 веке. Именно тогда произошла эволюция от ознакомления россиян с индийцами в начале века к изучению Индии в его конце, от редких визитов - к устойчивым государственным связям. В 1801 году было создано Министерство иностранных дел Российской империи, и в нем – Азиатский отдел во главе с талантливым дипломатом и знатоком Азии С.Л.Лашкревым. В департаменте служил первый русский ученый-индолог надворный советник и профессор Герасим Степанович Лебедев. Так была с самого начала заложена традиция высокого профессионализма восточной дипломатии России.

Начало государственных связей России и Индии было положено визитом к правителю Пенджаба Ранджит Сингху надворного советника российского МИДа Мехти Рафаилова, доставившего к нему послание из России. Завоевание Пенджаба колонизаторами не дало установить дипломатических отношений между двумя государствами. Но сам факт был знаменательным. В последствии русско-индийские отношения развивались по трем направлениям:

1. связи с независимыми княжествами,

2. связи с англо-индийской колониальной администрацией,

3. негосударственные отношения.

 

Отношения между Индией и Россией, установившиеся за прошедшие полвека, покоятся на широкой базе политического согласия в обеих странах, на высочайшем приоритете этих отношений и их развития в 2000 г. до уровня стратегического партнерства. Консенсус индийско-российских отношений находит отражение на различных уровнях и получил свое подтверждение, когда была подписана Декларация о стратегическом партнерстве во время визита Президента Российской Федерации В.В. Путина в Индию в начале октября 2000 года. Все это вместе с признанной общностью долгосрочных интересов делает возможным рост связей между двумя странами, независимо от политических, правительственных и других изменений, и обеспечивает мощную и стабильную базу развития и укрепления этих отношений.

Сотрудничать и дружить две страны начали еще 55 лет назад. Результатом этого стало то, что индийская армия оказалась на 70% оснащенной военной техникой советского и российского производства. Основными на переговорах России и Индии на современном этапе является тема военно-технического сотрудничества, участие в котором выдает стремление Индии стать активным игроком на стратегической арене, перейти в разряд региональных держав. Характерно, что Индия не только является крупнейшим покупателем российских вооружений, но и проявляет все большую заинтересованность в совместной разработке и выпуске отдельных его видов. Вопрос состоит в том, не сделает ли подобная форма сотрудничества Индию независимой от российских производителей.

По словам премьер-министра Индии Атала Бихари Ваджпайи, «индийско-российские отношения имеют богатую историю и выдержали испытание временем. Они характеризуются продолжительностью, доверием и взаимопониманием и не подвержены конъюнктурным изменениям. Существует национальный консенсус в обеих странах по дальнейшей интенсификации и развитию наших отношений. Наше двустороннее сотрудничество на сегодняшний день многосторонне и охватывает все сферы взаимодействия, включая политику, торговлю, экономику, оборону, атомную энергию, космос, науку, новейшие технологии и культуру» .

 

Советско-индийское военное сотрудничество


Советско-индийские отношения начали развиваться сразу после свержения власти в Российской империи. После Октябрьского переворота вплоть до завоевания Индией независимости стержнем в советско-индийских связях было рассмотрение руководителями СССР Индии как мощного резерва мировой антиимпериалистической революции. При этом самая мощная политическая сила – ИНК ими недооценивалась и игнорировалась. Временное правительство Индии в эмиграции, созданное в 1915 году в Кабуле не раз обращалось за помощью к России, а затем к СССР. Представители индийской революционной демократии рассматривали события в России через призму национально-освободительного движения в своей стране. Их привлекало решение, прежде всего, национально-колониального вопроса. Провозглашение Индией независимости 15 августа 1947 года коренным образом изменило судьбу народов Индостана, которые прочно встали на путь самостоятельного развития. Это событие стало крупной вехой в крушении колониализма, оказало заметное влияние на систему послевоенных межгосударственных отношений и показало преимущества политики диалога и компромисса перед силовым решением современных проблем. Как раз в это время произошел отказ СССР от принципа “кто не с нами, тот против нас”, это привело к активизации советской политики в зоне национально-освободительного движения. Индия, крупнейшее развивающееся государство, была естественным выбором советских руководителей (как и Египет, центр силы Ближнего Востока). Стоявшая у истоков Движения неприсоединения Индия проводила независимый внешнеполитический курс, в основу которого были положены принципы неучастия в военных блоках и отказа от существования на своей территории иностранных военных баз, ликвидации колониализма и мирного сосуществования государств. Пакистан же, рассчитывавший на получение внешней помощи в своих противоречиях с Индией и Афганистаном, в мае 1954 г. заключил соглашение о военном сотрудничестве с США, в сентябре 1954 г. вошел в военный блок СЕАТО, а в феврале 1955 г. - в Багдадский пакт (позднее название - СЕНТО). Для Индии в тот период очень важное значение имело развитие экономической подсистемы советско-индийских отношений, так как достижение хозяйственной независимости становилось для нее одной из наиболее важных стратегических задач. Западные державы и международные кредитно-финансовые организации в середине 50-х годов выступали против развития тяжелой промышленности в афро-азиатском мире, не желая преобразования аграрно-сырьевой периферии мировой экономики. Потому согласие СССР на оказание экономического содействия в этой сфере приветствовалось практически всеми политическими и социальными силами Республики. Всего за годы второго пятилетнего плана Индии (1956-1961 гг.) из 16 проектов в сфере тяжелой промышленности 8 были построены с помощью Советского Союза. За вторую половину 50-х годов СССР оказал Индии экономическую помощь в размере 681 млн. долл., что составило 27% всей помощи, предоставленной СССР азиатским странам. Для Индии выгода от экономического сотрудничества с СССР заключалась и в том, что западные страны также были вынуждены отказываться от прежней политики. После заключения соглашения о строительстве Бхилайского металлургического завода Великобритания и ФРГ объявили о согласии предоставить Индии кредиты на строительство металлургических заводов на льготных условиях. Правительство и конгресс США первоначально негативно прореагировали на развитие советско-индийского экономического сотрудничества, они требовали прекращения экономического содействия Индии. Но в конечном итоге США, напротив, резко увеличили эту помощь. Вместе с тем на рубеже 50-60-х годов советско-индийское сотрудничество ожидало серьезное испытание, что было связано прежде всего с изменением внешнеполитического курса Китая. По всей видимости, китайско-индийские вооруженные столкновения, начавшиеся в 1959 г., застали врасплох советское руководство. Оно было не готово к прямой конфронтации социалистического государства (Китай), которое при всех разногласиях с СССР еще оставалось его союзником, и одного из лидеров национально-освободительного движения. Согласно господствовавшим тогда в СССР представлениям, «лагерь социализма» и «национально-освободительное движение» являлись основными партнерами в борьбе с западным империализмом. Советский Союз не занял какой-либо твердой позиции и в Заявлении ТАСС от 9 сентября 1959 г. призвал к мирному урегулированию возникших разногласий. Китайское правительство, рассчитывавшее получить поддержку СССР против Индии, расценило позицию Советского Союза как «тенденциозную». Дж. Неру назвал Заявление ТАСС «справедливым». Ситуация с точностью повторилась и после 20 октября 1962 г., когда вновь разразился вооруженный конфликт между Китаем и Индией. В этих условиях для СССР возрастала значимость стран, имевших серьезные противоречия с Китаем. В 1962-1964 гг. СССР поставил Индии вооружение на сумму 130 млн. долл. В 1962 г. СССР дал согласие не только на продажу самолетов МИГ-21, но и на сооружение в Индии заводов по производству этого истребителя-перехватчика. С этого началось тесное советско-индийское военно-техническое сотрудничество. За годы третьего пятилетнего плана (1961-1966 гг.) из 22 новых крупных предприятий тяжелой промышленности 12 было построено с помощью СССР или его союзников. Совершив «исторический выбор» в Южной Азии, и Советский Союз и Соединенные Штаты в 60-е годы отнюдь не отказывались от развития отношений с другими государствами субконтинента. После китайско-индийского конфликта США увеличили экономическую помощь Дели, способствуя утверждению капиталистического строя в Индии и сохранению Республики в «капиталистическом лагере». Индия стала крупнейшим получателем американского экономического содействия (ее доля во всей американской экономической помощи развивающимся странам составила около 20%). США начали сотрудничать в новых областях промышленности (особо следует выделить сооружение Тарапурской атомной электростанции). Если для США развитие отношений с Индией подразумевало желание несколько ослабить стремительно укреплявшееся советско-индийское сотрудничество, способствовать победе Индии в экономическом соревновании с Китаем, улучшить отношения с Движением неприсоединения, то СССР, пойдя на расширение диалога с Пакистаном, пытался несколько ограничить развитие американо-пакистанских и китайско-пакистанских связей и упрочить свои позиции в мусульманском мире. Война 1965 г. между Индией и Пакистаном в равной степени вызвала обеспокоенность СССР и США, опасавшихся усиления позиций Китая в регионе. Хотя США, проводя политику лавирования между Индией и Пакистаном, приостановили военную помощь последнему с момента начала военных действий и сделали предупреждение Китаю о недопустимости какого-либо участия последнего в конфликте, тем не менее, Индия рассматривала их как военного союзника Пакистана. Дружественные отношения с Индией и укрепление взаимопонимания с Пакистаном, отсутствие серьезной военно-политической вовлеченности в региональные проблемы и искренняя заинтересованность в прекращении войны превратили СССР в надежного посредника между Индией и Пакистаном. Председатель Совета Министров СССР А. Н. Косыгин в январе 1966 г. принял участие в проведении переговоров в Ташкенте, завершившихся подписанием совместной Декларации. Таким образом, СССР стал своего рода посредником между двумя враждующими странами. Итак, в 60-х годах в СССР окончательно укрепилось убеждение, что Индия является надежным и естественным партнером на Востоке. В это время Советский союз поставил в Индию четыре подводные лодки класса «F», 60 перехватчиков «МИГ-21», а в 1969 году Индия приобрела у Советского союза 40 самолетов «СУ-30 МК» (до этого не существовало индийского самолета с радиусом действия, позволяющего достигнуть даже половины пути внутрь Тибета, не говоря уже о территории (материкового) Китая). Кроме того, в середине 60-х годов было подписано соглашение о лицензированном производстве в Индии самолетов «МИГ-21»1. Как раз в конце 60-х годов Брежнев провозгласил концепцию “азиатской взаимной безопасности”. Индийская реакция поначалу была осторожной. Однако для Советского Союза было очень важно принятие правительством Индиры Ганди предложения Москвы о договоре между двумя странами, если в ответ Советский Союз прекратит или, по крайней мере, сократит свою военную помощь Пакистану. Москва рассматривала подобный договор как важный шаг в достижении согласия по предложенному Брежневым в июне 1969 году тезису о “взаимной азиатской безопасности”, которое было составной частью политики “сдерживания Китая”. Принципиальное соглашение о принятии индо-советского договора было достигнуто во время переговоров, которые вел индийский посол Д.П. Дхар в середине 1969 года. Вполне вероятно, что этот договор мог бы быть подписан в первой половине 1970 года, если бы политическая ситуаций в Индии благоприятствовала этому. Со своей стороны Москва проинформировала Нью-Дели, что советская военная помощь Пакистану была “приостановлена”, хотя на самом деле некоторые поставки морем в Пакистан продолжались в 1970 и 1971 годах . К началу 70-х годов произошло определенное обострение в советско-китайских отношениях. Это произошло на фоне улучшения отношений между Китаем и США. И СССР и Индия крайне осторожно отнеслись к этому, видя в сближении этих стран серьезнейшую угрозу собственной безопасности. 9 августа 1971 года был подписан Советско-индийский Договор о мире, дружбе и сотрудничестве, который ознаменовал начало нового этапа в двусторонних отношениях и заложил твердые политические и правовые основы для их дальнейшего развития. В Договоре зафиксировано, что партнеры не будут участвовать в каких-либо военных союзах, направленных против другой стороны. В случае, если одна из стран станет объектом нападения или угрозы, СССР и Индия должны приступить к взаимным консультациям для устранения таковой. Таким образом, этот документ стал прообразом Договора о стратегическом партнерстве. Для СССР это был первый подобный договор, заключенный с несоциалистической страной и с государством, не отнесенным к категории так называемых стран социалистической ориентации, что подчеркивало приоритетную роль, которую получила Индия в советской внешней политике. В том же 1971 году начинаются крупные поставки советской военной техники в Индию: формируются две отдельные бронетанковые бригады в составе 450 танков “Т-54/55” и 300 вновь введенных танков «Виджаянта», кроме имевшихся различных видов кораблей береговой охраны, к эскорту из эсминцев присоединился фрегат общего назначения (бывший советский класс “Петя”) для несения службы в открытом море, артиллерийское вооружение, которое еще в 1967-68 годах насчитывало 2500 единиц, десять лет спустя имело главным образом советский облик (100 мм, 130 мм и 230 мм пушек и 120 мм и 160 мм минометов). Советско-индийский Договор прошел всестороннюю проверку уже через несколько месяцев, когда в ноябре 1971 г. началась индийско-пакистанская война. Госдепартамент США заявил, что главная ответственность за начало военного конфликта лежит на Индии. Представитель США в Совете Безопасности ООН Дж.Буш назвал ее «агрессором». В Бенгальский залив были посланы корабли 7-го флота США, в том числе авианосец «Энтерпрайз» с ядерным оружием на борту. Китай предпринял ряд политических шагов в целях раздувания китайско-индийских противоречий. СССР по сравнению с 1965 г. резко изменил подход к военному столкновению. Советский представитель на заседаниях Совета Безопасности три раза накладывал вето на резолюции о событиях на Индостане, предложенные американским делегатом. В Заявлении ТАСС от 7 декабря СССР всю ответственность за возникший очаг напряженности возложил на правительство Пакистана. Советская эскадра была послана в Бенгальский залив (естественно, что ни США, ни СССР - тем более в условиях частичной разрядки международной напряженности - не собирались идти на военное столкновение: это была всего лишь демонстрация своей политической позиции). Что касается предполагаемого вмешательства КНР, то индийская общественность была твердо убеждена, что Пекин не предпринял активных действий из опасений перед возможными ответными шагами СССР. Война 1971 г. окончательно закрепила партнерские отношения СССР и Индии. С этого периода Советский Союз начал рассматривать события в Южной Азии в первую очередь сквозь призму индийских интересов. Постепенно свертывались советские контакты с малыми странами Южной Азии. Быстрыми темпами начало развиваться военно-политическое сотрудничество СССР и Индии. К 80-м годам СССР удовлетворял уже 75% потребностей Индии в закупках вооружения. При этом поставки осуществлялись на индийских условиях: СССР предоставлял весьма льготные долгосрочные кредиты и соглашался на предоставление технологии, а не только вооружений (это обычное требование индийской стороны при импорте военных материалов). Советские поставки включали самолеты МИГ-21, МИГ-23, МИГ-25, МИГ-27, транспортные самолеты АН-12, АН-32, ИЛ-76, вертолеты МИ-8, МИ-17, МИ-24, МИ-26, танки Т-54, Т-55, Т-72, танки-амфибии ПТ-22 и ПТ-76, разнообразное оружие для пехоты - от 130-мм пушек до многоствольных ракетных систем, бронетранспортеры, противовоздушные системы, подводные лодки, корветы типа «Нянюшка», эсминцы типа «Кашин» и т. д. Существенно расширилось экономическое сотрудничество. В середине 70-х годов на долю предприятий, построенных с помощью СССР, приходилось около 80% производства металлургического оборудования, более 50% добычи и 30% переработки нефти, 30% выплавки стали и около 20% производства электроэнергии. К концу 70-х годов в советской внешней политике произошли значительные переоценки. Кремль понял, что не в состоянии потеснить Запад в афро-азиатском мире, утрачивает некогда завоеванные позиции. Реальной казалась угроза единого антисоветского южного фронта - от Китая до Турции. Было принято решение об использовании военно-политических методов (Афганистан) в достижении уже стратегических оборонительных целей. Произошло то, чего индийская дипломатия пыталась не допустить в течение 30 лет: прямая конфронтация между двумя общественно-политическими системами в непосредственной близости от Индии, укрепление военно-политических связей Пакистана с США, КНР и исламским миром; рост исламского фундаментализма, появление нового «социалистического» государства вблизи индийских границ, возникновение угрозы позициям мощной индийской торговой общины в Афганистане. Национальные интересы Индии удерживали ее руководителей от публичной критики СССР (Индия не осудила советские действия, но и не поддержала их). Одновременно правительство Индийского Национального Конгресса, вернувшись к власти, предприняло решительные шаги для развития индийско-американских отношений. С 1988 г. в советско-индийских отношениях наметились негативные тенденции, что было связано с переменами в глобальном внешнеполитическом курсе СССР. Внутренний кризис в СССР резко ослабил действенность господствующей идеологии. Во внешней политике СССР стал заметен «европоцентризм» руководства и одновременно - акцент на развитие советско-американских отношений. Целенаправленного внешнеполитического курса в Азии в конце 80-х годов у СССР не было, хотя его положение в мире давало стране уникальную возможность выступить в роли своеобразного моста между Севером и Югом. С 1988 г. стал ощущаться отход Советского Союза от расширения сотрудничества со своими традиционными партнерами на Востоке, на азиатском направлении (ставшим к тому времени второстепенным) упор был сделан на развитии отношений с Японией, Китаем и новыми индустриальными странами. Так, индийские аналитики, сравнив выступления М. С. Горбачева во Владивостоке в июле 1986 г. и Красноярске в сентябре 1988 г., увидели эти перемены. В Индии советская внешняя политика стала восприниматься как фактический отказ СССР от развития отношений с афро-азиатским миром и нежелание предпринимать дополнительные усилия для укрепления сотрудничества с Индией. Совершенно очевидно, что к концу 80-х годов произошли и позитивные для Индии изменения в расстановке внешних факторов. В частности, во второй половине 80-х годов КНР была занята в основном внутренними проблемами, пошла на нормализацию отношений с Индией и стала выступать против дестабилизации ситуации в Южной Азии. Китай поддержал подписание индийско-ланкийского соглашения 1987 г., отказался выступить на стороне Непала во время осложнения индийско-непальских отношений в конце 80-х годов. Обе страны достаточно негативно восприняли перспективу создания однополярного мира. В ходе переговоров в Индии премьера Госсовета КНР Ли Пэна в декабре 1991 г. (первый визит в Индию китайского премьера после 1960 г.) обе стороны выразили готовность резко активизировать контакты в случае гегемонии одной страны в глобальной системе международных отношений. Для Китая и Индии независимый внешнеполитический курс всегда являлся главной целью. За полную нормализацию двусторонних отношений стала выступать даже индийская оппозиция: это было заметно, например, по резолюциям «Бхаратия Джаната Парти», ранее всегда критично оценивавшей политику КНР. Так, к началу 90-х годов возник кризис в советско-индийских отношениях. Произошел определенный отход СССР от отношений с Азией и переориентация его на Запад.
Выводы:


Российско-индийское военное сотрудничество (90-е годы 20 века – начало 21 века)


События второй половины 80-х годов, постепенный отход от «холодной войны», а затем и объявление России и США союзниками, нормализация советско-китайских и индийско-китайских отношений изменили глобальную и региональную и военно-политическую обстановку. Возник вопрос: в какой степени военно-стратегический фактор будет определять в будущем состояние и перспективы отношений между Россией и Индией. Кризис, охвативший Россию, отсутствие политической стабильности, развал прежних структур власти и неспособность создать новые, а также осложнение социально-экономической и политической ситуации в Индии, привели к созданию кризисной ситуации во всех сферах отношений между двумя странами, в том числе и в военной сфере. По целому ряду причин распад Союза вызвал глубокую озабоченность и беспокойство в Индии. Потеря крупного союзника и партнера рассматривалась в контексте обеспечения безопасности и национальной целостности страны. В результате распада Советского Союза на международной арене появились новые субъекты международной политики: Россия, объявившая себя правопреемницей международных обязательств и договоров бывшего союза, и независимые суверенные государства, в том числе среднеазиатские, которые получили международное признание. Индия не только официально признала государства, вошедшие в состав нового Содружества, и установила с ними дипломатические отношения, но и приняла в качестве официальный гостей президентов Узбекистана, Казахстана, Кыргызстана, Туркменистана, а также Украины. Таким образом, в начале 90-х годов в российско-индийских отношениях сложилась принципиально новая ситуация, когда старые, традиционные подходы, характерные ранее для отношений между СССР и Индией, по существу уже не работали, а новые еще не были сформулированы. Поэтому российско-индийские отношения нуждались в критической переоценке. Кроме того, еще одной из причин осложнения российско-индийских отношений был тот факт, что сохранялся курс обмена рубля-рупии, установленный еще в 1978 году (в результате чего 1 рубль был равен 32 рупиям, что явно противоречило действительности ) Сама же Индия, исходя из своих национальных интересов и реалий создавшейся геополитической обстановки, искала новые подходы к России. Состояние военно-технического сотрудничества всерьез вызывало опасение у экспертов. Из-за неполной поставки оружия и запчастей к нему индийская армия оказалась в затруднительном положении, так как на тот момент она была на 70% оснащена именно российским оружием. В ходе визита в Россию министра обороны Индии Шарада Павара была достигнута договоренность по этому вопросу. В частности министра обороны заверили, что поставки будут продолжаться, был даже представлен их график. Но эта договоренность осталась лишь на бумаге. Но, несмотря на все трудности того периода времени, уже в первые годы существования нового государства Российской Федерации продолжилось тесное сотрудничество между давними странами-партнерами. Первые значительные шаги к налаживанию прежнего сотрудничества были предприняты в 1993 году. В результате визита президента России Б.Н. Ельцина в Индию были заключены договора, ознаменовавшие собой новый этап сотрудничества между двумя государствами – современный этап. Были заключены «Соглашение о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях»; «Договор о дружбе и сотрудничестве между Индией и Российской Федерацией», заменивший собой аналогичный договор 1971 года, срок действия которого кончился в 1991 году; «Соглашение об упорядочении расчетов по государственным кредитам, предоставленным Индии бывшим СССР». В отношении военной сферы Российская сторона заявила, что для решения существовавших проблем она была готова выполнить три условия: • наладить выпуск запасных частей к военной технике; • приступить к созданию совместных предприятий; • передать Индии технологии для производства вооружения и военной технике на месте. В ходе встречи в 1993 году было подписано 11 двусторонних соглашения. Кроме того, Россия стала страной-партнером Индии по программе технического и экономического сотрудничества (ITEC). В последующие годы было подготовлено 300 российских специалистов для работы в данной сфере. Полное же развитие военных отношений началось с 1994 года, когда июле была подписана «Декларация о дальнейшем развитии и интенсификации сотрудничества между Республикой Индией и Российской Федерацией». Эта декларация послужила толчком к подписанию сторонами в декабре этого же года «Долгосрочной программы по военному и техническому сотрудничеству на период до 2000 г». Военно-техническое сотрудничество между Россией и Индией включает в себя не только поставки в эту страну российского оружия и военной техники, но и совместные исследования и разработку перспективных проектов. Сегодня Россия поставляет в эту страну современные истребители, эсминцы, подводные лодки, танки. Осуществляются совместные проекты в области самолетостроения и ракетостроения. Благодаря российско-индийскому военно-техническому сотрудничеству удается поддерживать на плаву несколько лучших предприятий военно-промышленного комплекса России и развивать перспективные виды вооружений на уровне мировых достижений. Взаимодействие между оборонными ведомствами России и Индии, в том числе и военно-техническое сотрудничество в настоящее время отличаются масштабностью и динамизмом, оно развивается в соответствии с подписанной в декабре 1998 года «Программой военно-технического сотрудничества между Россией и Индией» на период до 2010 года. Основными направлениями являются поставка, ремонт и модернизация вооружения и военной техники, техническое содействие в производстве вооружения по лицензиям, создание объектов военного назначения, подготовка военных кадров в российских военно-учебных заведениях, командирование в Индию военных специалистов. На современном этапе на различных стадиях формирования и реализации находится ряд важнейших совместных проектов военно-технического сотрудничества, в том числе касающихся производства танковой техники и самолетов различных типов. Российско-индийское сотрудничество в области производства авиационной техники традиционно является столь значимым, что оказывает существенное влияние на развитие авиационной промышленности Индии. Так, индийская корпорация HAL, которая ранее специализировалась на выпуске по российским лицензиям самолетов МиГ-21 и МиГ-27, планирует при российском содействии начать в 2004 году производство самолетов Су-30МКИ. Динамично развивается наше сотрудничество и в военно-морской сфере. Показателем его масштабности и эффективности стало подписание в ноябре 1997 года соглашения о постройке в России трех фрегатов для ВМС Индии. Однако, в этой области не обходится без проблем. Последней из них была проблема, связанная с приобретением Индией крейсера «Адмирала Горшкова». Первоначально Россия хотела продать его за 800 млн. долл., но индийская сторона настояла на 400 млн. долл. Однако после того, как эксперты из Индии осмотрели крейсер, они вообще отказались его покупать, так как корабль уже долгое время находился в запущенном состоянии и практически покрылся ржавчиной. В этом состоит еще одна проблема российского вооружения: несмотря на свои отличные боевые качества, оно часто либо уже пережило срок соей эксплуатации, либо находится в небоеспособном состоянии. Но кроме кораблей Индия заинтересована и в закупке авиации для своего единственного авианосца «Вираат» и для флота в целом. Так в августе 1999 года индийский военно-морской флот закупил четыре новых российских военных вертолета Ка-31, общая стоимость которых составила 92 млн. долларов. Так же Россия поставила в Индию три новых фрегата - "Табар" ("Секира"), "Тальвар" ("Меч") и "Тришул" ("Трезубец"). Эти фрегаты оснащены самым современным оружием и гарантированно могут уничтожить подводные лодки, поступающие на вооружение Пакистана, на предельной дистанции, с которой те не смогут провести пуск торпед. Стоимость проекта составила около 1 млрд. долларов . Достаточно велик перечень вооружения и военной техники, поставляемых предприятиями российского оборонно-промышленного комплекса сухопутным войскам Индии. В Республике Индия на протяжении ряда лет по лицензии производятся танки Т-72, а в настоящее время реализуется контракт на поставку индийским вооруженным силам российских танков Т-90С и организацию лицензионного производства танков данного типа на оборонных предприятиях страны. В феврале 1998 года было подписано российско-индийское межправительственное соглашение о сотрудничестве в области проектирования, создания и сбыта противокорабельных ракетных комплексов, которое сегодня успешно выполняется. Свидетельством тому является эффективная деятельность на базе научно-производственного объединения "Машиностроение" совместного российско-индийского предприятия "БраМос". В результате работы российских и индийских специалистов создана противокорабельная ракета, не имеющая по своим тактико-техническим характеристикам аналогов в мире. 3 октября 2003 года между Россией и Индией была подписана Декларация о стратегическом партнерстве. По итогам 2000 года объем экспорта российских вооружений в Индию составил около 3,7 млрд. долл., на долю азиатского партнера пришлось около одной трети всех экспортных поставок. Среди заказов ФГУП "Рособоронэкспорта" индийские контракты также составили одну треть2. Следующим важным шагом в укреплении связей были визиты премьер-министра Индии А.Б. Ваджпаи в Россию и президента Российской Федерации В.В. Путина в Индию в 2001 году. Перед визитом в Россию А.Б. Ваджпаи в интервью на вопрос о продвижении сотрудничества между двумя странами ответил: «Это важный компонент наших отношений. Сотрудничество Индии и России вышло за рамки отношений между продавцом и покупателем. Оно включает совместную разработку и производство вооружений, обучения военнослужащих. В числе новых проектов – работа специалистов двух стран над созданием многоцелевого транспортного самолета. Мы продолжаем также обсуждать концепцию совместной разработки истребителя пятого поколения» . Это ярко иллюстрирует стремление Индии сотрудничать с Россией. В результате визита был подписан ряд соглашений, многие из которых носят гриф «секретно». Снят он лишь с одного соглашения по военно-техническому сотрудничеству – на лизинг в ВВС Индии четырех дальних бомбардировщика Ту-22. 4 декабря в Дели приняты восемь российско-индийских документов, касающихся дальнейшего углубления двусторонних отношений. Президентом РФ В.В. Путиным и премьер-министром Индии А.Б. Ваджпаи подписаны Декларация о дальнейшем упрочении стратегического партнерства и Декларация об укреплении и наращивании экономического и научно-технического сотрудничества. Достигнуты и другие договоренности: Меморандум о сотрудничестве в борьбе с терроризмом; Меморандум о взаимопонимании Министерства РФ по связи и информатизации и Министерства связи Республики Индии по сотрудничеству в области телекоммуникаций; Протокол об охране и использовании прав на интеллектуальную собственность. Так начало нового тысячелетия оказалось благоприятным для развития отношений между двумя странами. Безусловно, не следует преуменьшать значение и такой составной части военно-технического сотрудничества, как подготовка в российских военных учебных заведениях специалистов для вооруженных сил Индии. Причем рост числа индийских военнослужащих, обучающихся в России, имеет прямую зависимость от увеличения количества уже исполняемых и планируемых к реализации контрактов на поставку в Индию вооружения и военной техники российского производства. Большое значение также имели визиты в Индию вице-премьера российского правительства И. Клебанова в феврале 2002 года. Он провел встречу с министром обороны Республики Индия Джорджем Фернандесом, после чего было открыто заседание комиссии по ВТС в полном составе. Российская сторона была представлена на нем многочисленной делегацией, включающей представителей ряда министерств, Россудостроения, Росавиакосмоса, «Рособоронэкспорта», Внешэкономбанка, Генерального штаба ВС РФ, командования родов войск, руководства ведущих объединений российского ВПК. По прибытию в Дели вице-премьер России заявил, что сотрудничество двух стран, как стратегических партнеров, в военно-технической области «не подвержено политической конъюнктуре и не меняется от внешних обстоятельств». В результате заседания были достигнуты соглашения по многим вопросам, касавшихся продажи, производства вооружения и военной техники: по вопросу о крейсере «Адмирал Горшков», о покупке Индией бомбардировщиков Т-22, о совместной разработки и производства среднего транспортного самолета на базе Ил-214 . Необходимо также отметить перспективность российско-индийского военно-технического сотрудничества в сфере модернизации вооружения и военной техники советского и российского производства, поставленных в Индию ранее. Это важное направление военно-технического сотрудничества имеет большой потенциал. Его практическая реализация позволяет продлить технический ресурс и существенно увеличить срок эффективной, безаварийной эксплуатации советского и российского вооружения, имеющегося в вооруженных силах Индии в значительном количестве. Анализ состояния и перспектив российско-индийского военно-технического сотрудничества позволяет сделать однозначный вывод о его высоком уровне, масштабности и перспективности. Российская Федерация и в дальнейшем будет стремиться развивать военное и военно-техническое сотрудничество с Республикой Индия, используя для этого все имеющиеся резервы, в том числе научную и промышленную кооперацию, разработку и предложение совместных проектов для третьих стран. «Многолетняя практика двусторонних отношений убедительно свидетельствует, что военно-техническое сотрудничество между Россией и Индией, равно как и российско-индийское стратегическое партнерство в целом, не несет в себе угрозу другим государствам. Напротив, оно имеет четко выраженную позитивную, созидательную направленность, служит делу обеспечения мира и безопасности в Азии и на всей планете» . Отношения России с Индией всегда носили стратегический характер для обоих государств. Останутся ли эти отношения столь же взаимовыгодными сейчас, когда за два года изменился почти весь мир, и в особенности регион Азии, где расположена Индия? Военно-техническое сотрудничество сохраняет свою стабильность как и несколько лет назад, когда начался настоящий расцвет двустороннего сотрудничества. Ведутся переговоры по дальнейшему развитию некоторых совместных проектов и дальнейшей торговли вооружением и военной техникой. Россия предложила Индии совместно вести разработку боевого истребителя пятого поколения. Две страны уже работали или работают над многоцелевым истребителем Су-30MK1 для индийских ВВС, совместно производят антикорабельные крылатые ракеты и транспортные самолеты Ил-214. Флот Индии получит 3 новых фрегата, построенных в России, а также системы вооружений для индийских боевых кораблей. И все же нынешние переговоры ведутся в принципиально иной обстановке, когда заново формируется новая политическая архитектура всего региона. Среди множества перемен — не только крах режима талибов в Афганистане, падение режима Саддама Хусейна, но и, в частности, начало бурного индийско-американского сотрудничества, включая военное. Было бы наивно ожидать, что оно вечно будут оставаться в замороженном состоянии, как это было при прежней администрации США. Собственно, эту ошибку начал исправлять еще бывший президент Билл Клинтон, чья поездка по Индию была организована перед самым его уходом с должности. На сегодняшний день администрация США уже утвердила список из 20 наименований военной продукции, которую Индия планирует закупить у американских компаний. В ближайшее время Дели посетит делегация представителей американской военной промышленности, которая проведет окончательные переговоры с индийской стороной о начале поставок. Предложения о продажах Индии должны вскоре быть утверждены в конгрессе США. От Америки Индия хочет получить, прежде всего, сложную электронику — радарные и сенсорные системы, а также самолеты морской разведки П-3 «Орион», тяжелые транспортные самолеты С-130 «Геркулес», двигатели для собственного индийского «легкого боевого самолета», морские военные вертолеты и так далее. На этой же неделе началось сотрудничество США и Индии по регулярному обмену информацией о террористических организациях, о тактике борьбы с ними, но также и о совместном патрулировании Малаккского пролива в Юго-Восточной Азии. Если рассуждать в параметрах российско-американского глобального соперничества, это представляет собой негативную тенденцию. Однако для индийского руководства укрепление отношений с США вовсе не означает снижения уровня российско-индийских отношений. Напротив, в Южной, как и в Центральной Азии открываются и перспективные сферы соприкосновения и сотрудничества между Дели, Москвой и Вашингтоном. Это, например, экономическое возрождение Афганистана или разработка углеводородного сырья Каспия. Но в восстановлении послевоенного Ирака Россия, судя по всему, участия принимать не будет. Существуют и другие сферы двустороннего и многостороннего сотрудничества, особенно с учетом того, что Индия выдвинулась в число мировых лидеров в области информационных технологий. В настоящее время очень многое зависит не столько от Москвы и Дели, сколько от администрации Буша. Сейчас американские политические круги заинтересованы в контроле над азиатским регионом, следовательно, налаживание сотрудничество с Индией является для них важным этапом установления этого контроля. Вполне вероятно, что США начнут развивать тесные отношения с Индией, как с одной из ведущих стран Азии. Некоторые эксперты в последнее время прогнозируют постепенный отход Индии от сотрудничества с Россией. Это обуславливается рядом факторов. Прежде всего, это в определенной мере невыгодность закупки российского оружия, связанная с проблемами его технического обеспечения. Поставляя оружие, Россия зачастую не поставляет запасные части к нему (как и в начале девяностых годов). Тогда как, США вместе с поставкой вооружения заботится о поставке всех дополнительных и запасных деталей к нему. Во-вторых, это возрастающая роль США как супердержавы, которая стремится к осуществлению своего влияния во всем мире. Во время «холодной войны» практически все политические и военные отношения и конфликты в мире определялись противостоянием двух самых мощных в военном плане стран мира. После же её окончания и «падения» СССР, США вышли самой развитой и сильной страной мира. Но после терактов в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года у США появился новый противник – терроризм. Теперь в рамках борьбы с ним США уже установила свой контроль в двух странах – Афганистане и Ираке, а так же в прилегающих к ним странах. Таким образом, сотрудничество с США, особенно в военной сфере, является выгодным для Индии. В марте 2002 года Дели посетила делегация ВМС США на предмет возможной поставки самолета Р-3С «Орион». Контракт должен был стать частью программы увеличения военных продаж Индии, рассчитанной на десять лет. Она так же включает продажу новых транспортных самолетов, которые должны заменить устаревшие модели . В-третьих, Россия уже не в состоянии удовлетворять некоторые потребности Индии (а так же других импортеров российского оружия). По ряду позиций она не обладает технологиями, соответствующими мировому уровню, либо вовсе не ведёт разработок в некоторых областях (беспилотные летательные аппараты, летательные аппараты с дистанционным управлением, противоракетные системы БЛА, лазерные пушки и т.д.). Кроме того, скорость доставки российского оружия, а так же деталей нему в страну-импортера значительно отстает от мировых стандартов. В международной практике срок от подачи заявки до получения необходимой запчасти не превышает 48 часов. В России – от 6 месяцев до года. «Рособоронэкспорт», фактически монополист на оружейном рынке в России, весьма прохладно относится к контрактам стоимостью менее 1 млн. долл. Так же на российско-индийские отношения в последнее время стали оказывать значительное влияние такие страны, как Израиль, Чехия и другие. Продвигая в Индию комплекс ПВО С-300, «Рособоронэкспорт» столкнулся с конкуренцией израильского аналога «Эрроу-2»1. Но, несмотря не на что, военно-техническое и стратегическое сотрудничество между двумя странами продолжает занимать важное место во внешней политике обоих государств.
Выводы:

Вместо заключения

Российско-индийские отношения прошли долгий путь становления. Исторически они начались еще со средних веков. В начале прошлого века, совершив революцию в своей стране, СССР начали финансирование освободительных движений в других странах. В их числе оказалась Индия. Настоящую необходимость в сотрудничестве во всех сферах, в том числе и в военной, обе страны осознали в середине 20 века, когда мир оказался разделен на два лагеря. Таким образом, с конца 50-х – начала 60-х годов начались крупные поставки советского оружия в Индию. В итоге, все военные конфликты Индии с Пакистаном можно представить как противостояние советского и американского вооружения. Уже с середины 60-х годов в Индии был налажен серийный выпуск советского вооружения и военной техники. Постоянные поставки оружия и выпуск его непосредственно в самой стране привели к тому, что индийская армия оказалась на 70% оснащена советской военной техникой. В начале девяностых годов сотрудничество продолжилось, несмотря на трудности, связанные с внутриполитическим и экономическим положением в России. Первые значительные шаги были предприняты двумя государствами уже в 1993 году с подписанием «Соглашения о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях» и «Договора о дружбе и сотрудничестве между Индией и Российской Федерацией». А в 1994 году была подписана «Долгосрочная программа по военному и техническому сотрудничеству на период до 2000 года», которая показала стремление двух государств к тесному военно-техническому сотрудничеству. С началом нового тысячелетия российско-индийские отношения вышли на новую ступень своего развития и приобрели статус стратегического партнерства, что является важным для обоих государств, особенно в настоящее врем, когда обстановка в мире меняется быстрыми темпами. Кроме того, российско-индийское сотрудничество не лишено и проблем, связанных, прежде всего с вопросами технического обслуживания российского вооружения и военной техники, а так же поставки запасных частей к технике, но и в этом вопросе стороны постоянно стремятся достичь компромисса. Российско-индийское военно-техническое сотрудничество является перспективным. Об этом свидетельствует постоянное стремление двух стран к разработке и реализации совместных проектов, к заключению новых договоров, к поиску новых сфер сотрудничества и так далее. Кроме того, ставшие уже традиционными встречи глав двух государств и делегаций на высшем уровне показывают огромное значение, которое придается этим отношениям в обоих государствах. В последнее на ряду с официальными встречами президент России В.В.Путин и премьер-министр Индии Атал Бихари Ваджпайи встречались в неофициальной обстановке. 2003 год

Hosted by uCoz