Перспективы развития индо-пакистанского
конфликта
Общие сведения о предмете конфликта
Штат Джамму и Кашмир
Территория
— 101,4 тыс. км2
Население — 10,5 млн
чел. (2002).
Столица — Сринагар
(летняя, с мая по октябрь, 930 тыс. чел),
Джамму
(зимняя, с ноября по апрель, 393 тыс. чел).
Официальные языки — урду, кашмири и хинди.
Административное деление — 14
округов.
Джамму и Кашмир — спорная область, находящаяся в самом центре так называемой
евразийской «дуги нестабильности»; здесь сходятся границы пяти государств
(Индии, Пакистана, Китая, Афганистана и Таджикистана) и три крупнейшие религии
— ислам, индуизм и буддизм. Кашмир граничит с Пакистаном на западе, с
Афганистаном — на севере, со Синьцзян-Уйгурским и
Тибетским автономными районами Китая — на востоке и со штатами Индии Химачал-Прадеш и Пенджаб — на юге.
Более
50 лет Кашмир служит театром военных действий между Индией и Пакистаном. Основная
причина этого противоборства за штат является геополитическое положение Джамму
и Кашмира — на стыке Центральной и Южной Азии. Для Индии, Пакистана и Китая эта
территория имеет очень важное значение. Горы Кашмира господствуют над
Пенджабской равниной, где располагается крупная продовольственная база Индии и
Пакистана. На пенджабской равнине находятся крупнейшие города и промышленные
центры этих государств, в том числе их столицы — Дели и Исламабад. Обстановка в
индийской части Пенджаба постоянно осложняется из-за стремления сикхских
экстремистов отделить штат Пенджаб от Индии. Таким образом, удержание Кашмира
является необходимым фактором сохранения Пенджаба в составе Индии. Для Китая
восточный Кашмир — это единственная связь с западной частью Тибета, одной из
самых неспокойных провинций, над которой Китай постоянно держит контроль.
Конфликт
оказывает значительное влияние на обстановку в Азии прежде всего из-за того,
что обе страны обладают ядерным оружием. По этой причине, угрозой применения
ядерного оружия в конфликте между Индией и Пакистаном озабочено практически все
мировое сообщество.
Кроме
того, дестабилизирующим фактором обстановки является деятельность
террористических и сепаратистских организаций на границе.
История конфликта
Спор за право обладание территорией штата Джамму и Кашмир идет еще с 1540 года, когда она была
захвачена войском Хумаюна и вошла в состав империи
Великих Моголов.
Постепенный
распад империи к началу девятнадцатого века привел к смене власти. Земли
Кашмира были завоеваны сикхским войском под командованием Гулаб
Сингха. 16 марта 1846 года махараджа Кашмира подписал
договор с руководством Британской Ост-Индской компании о вхождении его владений
в состав британского протектората.
После
предоставления Великобританией независимости Индии и Пакистану в 1947 году
правитель княжества магараджа Хари Сингх не спешил
заявлять о намерении присоединиться к одному из этих государств. 21 октября
1947 года пуштунские племена вторглись в Кашмир с
территории Пакистана.
Так
началась первая индо-пакистанская (кашмирская)
война. 24 октября пакистанские войска провозгласили создание на захваченных
территориях самостоятельное образование Азад
(Свободный) Кашмир. При дальнейшем продвижении пакистанцев к столице Сринагару махараджа обратился к Индии с просьбой о помощи.
Наступление пакистанцев было остановлено индийскими войсками, а сам Кашмир
присоединился к Индийскому союзу.
В 1948
году Совет Безопасности ООН принял резолюцию № 39 (1948) об учреждении Комиссии
ООН для Индии и Пакистана, а 1 января 1949 года под эгидой ООН установлена
Линия прекращения огня. Штат был разделен на две части.
До второй индо-пакистанской войны 1965 года часть территорий Джамму и Кашмир получил Китай. Ему отошли район Аксай-Чин индийской части и участок Балтистана
и Гилгита с пакистанской стороны.
Причиной второго
индо-пакистанского конфликта явились разногласия
по поводу определения границы по лиману Качский Ранн. Бои проходили с переменным успехом до 6 сентября 1965
года, когда индийские войска предприняли успешную попытку наступления на
территории самого Пакистана. Затем, благодаря дипломатическим усилиям ООН,
Китая и особенно СССР, стороны подписали мирное соглашение от 10 января 1966
года в Ташкенте.
Третья
индо-пакистанская война связана с гражданской войной в Восточном
Пакистане (нынешний Бангладеш). Индийские войска в декабре 1971 года разгромили
93-тысячный контингент пакистанских войск; Бангладеш получил независимость.
Новое
обострение ситуации в Кашмире относится к середине 1989 года. С этого времени,
при поддержке Пакистана, на территорию Джамму и
Кашмира стали проникать боевики сепаратистских группировок. В течение последних
10 лет жертвами террористов стали около 5 тыс. жителей Кашмира. Многочисленные
попытки третьих стран помочь в разрешении конфликта пока не дали заметных
результатов.
В 90-х
годах 20 века несколько раз наблюдалось изменение обстановки в приграничных
районах. В настоящее время интересы двух стран можно изобразить следующим
образом:
Современная
военно-политическая обстановка
В начале 2004
года наметилась тенденция к улучшению индо-пакистанских
отношений.
В начале
января 2004 года состоялся саммит Ассоциации регионального
сотрудничества Южной Азии. В течение предыдущих трех лет из-за политических и
экономических разногласий между Индией и Пакистаном в ассоциации
"семерки" не наблюдалось подвижек в решении представляющих общий
интерес проблем. Но на 12-м саммите ассоциации в Исламабаде его членам -
представителям Индии, Пакистана, Бангладеш, Шри-Ланки, Непала, Бутана и Мальдив - удалось принять основополагающие документы, в
первую очередь Совместную декларацию, состоявшую из 43 пунктов. В ней лидеры
южно-азиатских государств декларируют своей общей целью обеспечение прочного
мира и стабильности в регионе, где разногласия и конфликты разрешаются
исключительно путем диалога. В декларации нашли подтверждение принципы уважения
равенства, территориальной целостности и суверенитета, неприменения силы и
невмешательства во внутренние дела других государств. Отдельное соглашение
предусматривает установление в Южной Азии к 2006 году зоны свободной торговли.
В нем также ставится задача продвижения в направлении образования единого
экономического союза.
В результате продолжительных личных встреч
руководители Индии и Пакистана договорились о возобновлении двусторонних
консультаций. Президент П. Мушарраф заверил премьер-министра Индии А. Б. Ваджпаи в том, что не допустит использования подконтрольной
Пакистану территории для оказания какой-либо помощи террористам. В свою очередь
Индия согласилась возобновить переговоры с целью мирного разрешения всех
двусторонних вопросов, включая и наиболее острый - о Джамму
и Кашмире. С этого момента началось
значительное улучшение в отношениях между Индией и Пакистаном.
23 января 2004 г лидер кашмирских сепаратистов Аббас Ансари и премьер-министр
Индии Атал Бихари Ваджпайи провели переговоры. Главной темой была
стабилизация обстановки в Кашмире. Результатом встречи стало полное согласие по
вопросу урегулирования положения в штате Джамму и
Кашмир. П. Мушарраф также передал послание о том, что он был доволен
переговорами. Таким образом, обе страны и сепаратистские организации в начале
2004 года предприняли значительные шаги для урегулирования индо-пакистанской
проблемы.
Первая встреча между руководителями двух
стран прошла 16 февраля 2004 года в столице Пакистана, Исламабаде, предыдущая
встреча проходила в июле 2001 года в городе Агра на
севере Индии. Главным вопросом на встрече стал вопрос о деятельности
сепаратистских организаций в пограничных районах.
Следующим важным событием
стало возобновление спортивных связей между странами. Сборная Индии по крикету отправилась в пятинедельное турне по Пакистану.
Последнее событие такого рода проходило 15 лет назад.
Визит рассматривается наблюдателями как знак
потепления отношений между двумя странами.
После выборов и смены правящих кругов в
Индии лидеры партии Индийский национальный конгресс (ИНК) заявили о том, что
политика урегулирования ситуации в штате Джамму и
Кашмир будет продолжена. Подтверждением этому стали планируемые встречи на
высшем уровне между П. Мушаррафом и М. Сингхом в июне
2004 года.
Деятельность
террористических организаций
Важным фактором дестабилизации обстановке
на Границе между Индией и Пакистаном является деятельность террористических и
сепаратистских организаций.
Несмотря на прошедшие переговоры с
сепаратистами, акты насилия в штате продолжаются. Два взрыва на избирательных
участках произошли во время выборов: один – в городе Анантнаг,
второй – в Биджбехаре. Хотя эти взрывы скорее
преследовали политические цели, ответственность за их организацию возлагается
на местные террористические организации. К наиболее активным организациям,
занимающимся террористической деятельностью в регионе можно отнести: кашмирскую
исламскую организацию ″Хизбул Муджахидин″, радикальные группировки "Лашкар-и-таиба" ("Армия благочестивых") и
"Джаиш-и-Мухаммад" ("Воины Мухаммеда").
Группировки "Лашкар-и-таиба"
и "Джаиш-и-Мухаммад" обвиняются во многих
крупных терактах, в том числе в организации взрыва в
законодательном собрании в Сринагаре и нападении на
здание национального парламента в Дели 13 декабря 2002 года. После этих
инцидентов обе группировки были зачислены правительством США в число террористических, и против них были
приняты соответствующие санкции. Такими действиями США пытались повлиять на
обстановку в регионе.
Последний взрыв произошел 23 мая 2004 года.
На фугасе был подорван автобус, в котором находились индийские военнослужащие и
члены их семей. В результате взрыва погибло 33 человека и 15 получили ранения. Взрыв произошел на главной трассе,
соединяющей города Сринагар и Джамму. Ответственность за взрыв взяла на себя одна из
кашмирских исламских группировок - "Хизбул Муджахедин". В ее заявлении говорится, что акция была
осуществлена в ответ на убийства лидеров боевиков в последние месяцы. взрыв
произошел на следующий день после вступления в должность нового
премьер-министра Индии Манмохана Сингха.
Так
же необходимо отметить еще одну важную черту деятельности радикальных
группировок в Кашмире. Часто группировки поддерживаются самими правительствами
государств для организации терактов на территории противника. В основном
поддержку таких группировок осуществляет Пакистан. Но за последние 6 месяцев
ситуация в этом плане начала меняться. На переговорах 16 февраля 2004 года
президент Пакистана П. Мушарраф заявил о том, что Пакистан прекратил поддержку террористических
организаций. Несмотря на это деятельность радикальных военизированных
формирований не прекратилась. Некоторые обозреватели предполагают возможность
поддержки таких организаций извне, то есть, скорее всего, другими крупными
террористическими организациями международного уровня.
Ядерное противостояние
Основная опасность возникновения конфликта между
странами заключается в том факте, что и Индия и Пакистан обладают ядерным
оружием.
Индия и Пакистан осуществили
свои ядерные испытания в мае 1998 года. Военное противостояние Дели и
Исламабада получило ещё одну важную составляющую, когда к гонке обычных
вооружений между Индией и Пакистаном добавилось ядерное противостояние между
ними. Таким образом, Южная Азия стала вторым, после советско-американского,
очагом ядерного противостояния в мире.
На сегодняшний день Индия
обладает полным потенциалом средств доставки и самих ядерных зарядов для
возможного нанесения удара по Пакистану. Согласно ядерной доктрины Индии,
военное руководство государство планирует создать, так называемую «ядерную
триаду», то есть принять на вооружение ядерное оружие во все три вида
вооруженных сил. Эта концепция реализуется, хотя и не во всех трех видах ВС равномерно.
Индийские самолёты "Мираж-2000", МиГ-27 и "Ягуар" могут
служить эффективным средством ядерного нападения, хотя, в принципе, любой из
боевых самолётов индийских ВВС способен доставить к цели ядерный боеприпас
небольшой мощности. Появление на вооружении Су-30 значительно расширяет возможность
ядерного нападения, тем более, что радиус их действия настолько велик, что они
могут доставлять боеприпасы не только к любому объекту на территории Пакистана,
но и достаточно далеко за его пределы.
Кроме расширения потенциала
средств авиационного нападения Индия осуществляет программу разработки
баллистических ракет. Фактически Дели в 2001-02 годах имел на вооружении ОТР
"Притхви" с дальностью до 300 км. Второй
вариант ракеты с дальностью 250 км и боевой частью в 500 - 750 кг
разрабатывается для ВВС. Флот, как предполагается, также должен получить свою
модификацию "Притхви" с радиусом действия
до 350 км. В последней стадии разработки находится БР "Агни". Первое
летное испытание ракеты ("Агни-1") относится ещё к 1995 году. 11
апреля 1999 года вторая её модификация - "Агни-2" была запущена на
дальность 2000 км при нагрузке в тонну. По многим данным, дальность ракеты
может быть доведена до 2500 км. Таким образом, данная ракета имеет наиболее
важное значение в ядерном противоборстве стран, так как радиус ее действия
способен достичь цели в Пакистане, даже если она будет запущена не из
приграничных районов Индии. Как сообщалось в конце 2001 года, из восьми опытных
мобильных пусковых установок "Агни" был сформирован отдельный полк,
якобы, поставленный на боевое дежурство в штате Пенджаб. 7 марта 2003 года министр
обороны Дж.Фернандес заявил о принятии на вооружение обоих
вариантов "Агни".
Наименьшего прогресса Индия
достигла в оснащении ядерным оружием флота как наиболее дорогостоящего и
технологически сложного элемента "триады". Основным её элементом
должны стать атомные подводные лодки с баллистическими ядерными ракетами или
крылатыми ракетами в ядерном оснащении. Таких подводных лодок предполагалось
построить, по индийским утверждениям, до пяти. Ряд заявлений индийского
руководства, сделанных в 2001-2003 годах свидетельствует о том, что Индия,
видимо, решила надолго отложить эту программу. Кроме того, в Индии ведётся
разработка многоцелевой атомной подводной лодки, которая, вероятно, войдёт в
строй в 2009-2010 году и которая может быть оснащена ядерным вооружением.
В Пакистане отсутствует как
оформленная ядерная доктрина, так и чёткое единое представление о необходимых
параметрах будущих сил сдерживания. Пакистан выражает приверженность принципу
"минимального ядерного сдерживания", критерии которого должны
определяться в зависимости от соответствующих действий Индии. Это было
подчеркнуто в заявлениях президента П.Мушаррафа. Увеличение ядерного арсенала
Исламабада напрямую связано с поведением Индии и зависит практически полностью
от шагов Дели в этой сфере.
Большую роль в оснащении
Пакистана ракетами сыграл Китай. В начале 90-х годов Пекин поставил Пакистану
ракеты М-11. Это ракета малой дальности (до 120 км). Поставка М-11 вызвала
озабоченность Дели, так как кроме ракет Пакистану были предоставлены и
технологии их производства. Также помощь оказывалась со стороны Северной Кореи.
К 90-м годам страна уже фактически обладала РМД "Хатф-1" с дальностью
60-80 км, а по некоторым данным - до 80 миль, т.е. около 150 км, которая была
испытана в 1989 году, несколько единиц было принято на вооружение в неядерном
оснащении. Затем в течение нескольких лет проводились испытания варианта данной
ракеты под названием "Хатф-2" с увеличением дальности до 300 км. А 29
мая 2004 г было проведено успешное
испытание ракеты средней дальности "Хатф V" , способной, по утверждениям пакистанских военных, нести ядерные
боезаряды. Дальность
полета ракеты составляет 1500 км.
В апреле 1998 года было объявлено
о проведении испытания ракеты "Гури" на
дальность 1500 км, причем сообщалось, что пуск был проведён с мобильной
установки (некоторые пакистанские
баллистические ракеты называются, вероятно, чтобы подчеркнуть антииндийскую направленность ракетной программы Исламабада,
в честь тюркских эмиров, совершавших в средние века походы против Индии).
В 1999 году была испытана ракета "Гури-2", дальность которой, по
утверждению пакистанского руководства, может быть доведена до 2300 км. Этого
достаточно, чтобы в радиусе их действия оказалась значительная часть территории
Индии. В январе 2003 года в Саргодхе прошла церемония
"вручения" этой ракеты вооружённым силам.
Почти одновременно с
"Гури-2" Пакистан провел испытание РСД "Шахин"
с дальностью 600-700 км. Как сообщается, эта ракета создана на базе китайской
М-9 была также официально передана в войска в марте 2003 года. В завершающей
стадии в середине 2003 года была разработка ракеты "Газневи"
с дальностью более 2000 км. Ведётся создание ракеты "Типу", которая
должна будет иметь дальность до 4000 км. Макет "Хатф-1" уже
установлен в качестве своеобразного монумента у шоссе недалеко от Исламабада.
В настоящее время
международные наблюдатели и организации, в том числе ООН и МАГАТЭ, больше
озабочены не возможностью использования Индией или Пакистаном ядерного оружия в
вооруженном конфликте, а возможным попаданием ядерного оружия в руки
террористических организаций, действующих на границе двух стран.
22 июня 2004 года Мохаммед Барадеи, возглавляющий Международное агентство по атомной
энергии, выступая на конференции в США, поддержал новый план контроля за
вооружениями. Разработка плана была связана с растущей опасностью попадания
ядерного оружия со средствами доставки в руки террористических и экстремистских
организаций. По новому плану предполагается решать вопросы по ограничению
ядерного оружия всем сообществом одновременно. В частности, в этой связи были
упомянуты иранские амбиции на ядерное оружие и индо-пакистансий
конфликт.
Выводы
События, произошедшие с
января по конец июня 2004 года свидетельствуют о том, что военно-политическая
обстановка в регионе спокойная и относительно стабильная, появляются ярко
выраженные тенденции к урегулированию конфликта между Индией и Пакистаном
мирным путем. Стороны стремятся достигнуть взаимопонимания и готовы пойти на
взаимные уступки. Тем не менее, военные группировки на границе между странами не
сокращаются из-за постоянной деятельности экстремистских организаций в регионе
штата Джамму и Кашмир. Страны продолжают развитие
ядерных программ согласно политике сдерживания. В ближайшее время планируется
проведение нескольких встреч на высшем уровне между главами государств, в ходе
которых возможно подписание соглашений по вопросам, представляющим взаимный
интерес.
Ведущими тенденциями обстановки
на данный момент являются:
·
укрепление
дружественных связей между Индией и Пакистаном,
·
стремление
решать взаимные вопросы мирным путем,
·
рост
ядерного потенциала стран,
·
ухудшение
обстановки, связанной с деятельностью сепаратистских и террористических организаций.
Подготовлено
по материалам Интернета. 2004 год.